Советы
родителям гиперактивного ребенка.
Активный ребенок:
- Большую часть дня "не сидит на
месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но
если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл
собрать.
- Быстро и много говорит, задает
бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения
(кишечные расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру,
беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых
людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или
в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам
редко провоцирует скандал. Гиперактивный ребенок: - Он находится в постоянном
движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он
продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. -
Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает
миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. - Его невозможно уложить
спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные
расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость. -
Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и
ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет
себя одинаково активно. - Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою
агрессию - дерется, кусается, толкается, при-чем пускает в ход подручные
средства: палки, камни… Основные причины гиперактивности Часто гиперактивность
- это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в
груд-ничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате
кесарева сечения, тяже-лых патологических родов, малыши-искусственники,
родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп
современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему
гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит
оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются
гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения"
(беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня
рождения малыша, то их не поздно привести в норму после. Что нужно сделать,
чтобы малыш избавился от "излишков" активности? 1. Создать ему
определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в
семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть
возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы
сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете,
торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя
голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и
пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий
распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными. 2.
Воспользуйся такими советами: - Малыш не виноват, что он такой
"живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать
унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение
самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может
угодить маме с папой. - Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная
задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры.
Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу,
скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям,
растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там,
где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию
наружу, научите его это делать. - В воспитании необходимо избегать двух
крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъ-явления ему повышенных
требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко
разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов
и ограничений следует свести к разумному минимуму. - Ребенка нужно хвалить в
каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере
относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы. -
Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным
количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным
скоплением людей. - В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость
могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных
требований, которым он по своим природным способностям просто не может
соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит
быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку. - "Движение -
это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной
повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка
поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. - Иногда нарушения
поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, напри-мер, на
кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему,
определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или
родителями. - Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному
питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов.
Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться
золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого,
побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если
ребенок не хочет есть - не заставляйте его! - Подготовьте своему непоседе
"поле для маневров": активные виды спорта для него - просто пана-цея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если
вашему ре-бенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним
("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения
интереса постарайтесь возвратиться с малышом к преды-дущему занятию и довести
его до конца. - Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним
"рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше
подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это
может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация. - И не забывайте
говорить ребенку, как сильно вы его любите.